ruen

ИТВ как синтетическая теория познания

(Статья была первично опубликована в Живом журнале, пользователь inftoe. Сейчас аккаунт закрыт.)

Информационная теория всего принципиально отличается от классических теорий любого рода.

Основным методом разумного познания в классической теории является анализ. Синтез, конечно, тоже обычно представлен, но на вторичной основе: берутся продукты предшествующего анализа и делается попытка их комбинирования в нечто новое.

Это не удивительно: такая поведенческая модель диктуется самой природой разума и вообще жизни.

Аналитическое познание

С рождения человек окружен сложными предметами и явлениями, недоступными для непосредственного познания "как есть". Потребность в их познании удовлетворяется разъятием их на составляющие, то есть анализом. Да, составляющие сами по себе остаются слишком сложны, но это предмет какого-то следующего, не обязательно близкого, этапа познания. На данном же этапе цель познания считается достигнутой. Так ребенок разбирает интересующую его игрушку, так физик сталкивает протоны в коллайдере. Более того (если вспомнить об определении понятия "познание" в ИТВ): так животное расщепляет в желудке пищу, а растение извлекает нужные ему вещества из окружающей среды.

У аналитического подхода есть фатальная проблема. Для того, чтобы обеспечивать существование разумной жизни, предметы и явления, в среде которых она существует, должны быть сложными чрезвычайно. Наличная мощность человеческого мозга, даже усиленная современным инструментарием, позволяет удерживать во внимании лишь малую долю этой сложности, подавляющая же ее часть остается за пределами контроля.

В таких условиях качество анализа оказывается крайне низким, что приводит к постоянным ошибкам обоих типов (пропуск, или аперцепция, и ложная тревога, или фикция), задерживающим процесс познания и даже заводящим его в тупики, как локальные, так и, в конечном итоге, в Большой тупик.

Невозможность полноты аналитического познания

Вообще, следует ввести принцип запрета полноты аналитического познания. Познать Вселенную аналитически невозможно, этот запрет фундаментален.

Нам ведь только кажется, что мы познаем, наблюдая. На самом же деле аналитическое познание базируется не на непосредственных наблюдениях, а на наблюдениях наблюдений. А это значит, что чем в более глубокое (читай - простое) строение Вселенной проникает разум, тем более сложный инструмент (посредник в терминах теории наблюдений) он обязан использовать.

Отношение сложности инструмента к сложности объекта познания в пределе познания стремится к бесконечности, то есть цель познания аналитическим методом недостижима. Это типичный предел наблюдаемости, такой же как максимальная скорость или горизонт событий.

Принцип запрета полноты аналитического познания хорошо иллюстрируется прогрессом ускорителей элементарных частиц: чем дальше вглубь микромира, тем более гигантские сооружения требуются, причем потребность в гигантизме превалирует над достигаемым результатом.

Синтетическое познание

ИТВ запускает процесс познания, встречный аналитическому.

Материализм ИТВ позволил исключительно формально, не прибегая к анализу, сразу достичь фундамента познания и определить в рамках теории сложности Информационный континуум (ИК) с его элементами, правила комбинирования элементов в сложное сущее, атрибуты сложности сущего. Все это является материалом для синтетического познания, суть которого - в моделировании комбинаций сущего и сравнении полученного результата с объектами и явлениями наблюдаемого мира.

Разумеется, проблема высокой сложности познаваемого при этом никуда не исчезает: расстояние в сложности от элементов ИК до объектов реального мира то же самое, что встречно от реального мира до элементов ИК.

Но, во-первых, вышеописанный запрет полноты аналитического познания снимается, поскольку вместо дорогих железных ускорителей в полную силу подключается инструмент, имманентный разуму и органичный сложностной природе сущего: прогностическое моделирование. Дальнейшим познанием Вселенной, эстафету которого от разумного человечества примет Суперличность, будет именно синтетическое познание, все более и более изощренное.

И, во-вторых (и в-главных), для синтетического познания природа информационной Вселенной заготовила мостик над этой пропастью сложности: альность. "Мостик" - это, конечно, приуменьшение, на самом деле альность является основой реальности. И она же органично является инструментом синтетического познания: в самых сложных явлениях, сложностный путь до которых невозможно вообразить, мы отчетливо наблюдаем черты простого, очевидного сущего, что позволяет синтетическому познанию двигаться вперед чем дальше, тем легче.

В этом и состоит принципиальное отличие синтетического познания от аналитического (и ИТВ от классических теорий): по мере познания вероятность ошибок при синтетическом познании падает, а при аналитическом - возрастает. Аналитическое познание ведет в непреодолимый тупик, синтетическое - к полному познанию Вселенной.

версия 1 от 10.09.2014 00:00 msk (актуальная)
 © 2014 inftoe@outlook.com