Закрыть все
Показать текущую страницу
Открыть все
 

Материализм

Материализм - концепция сложностного устройства Вселенной: всякое сущее представляет собой комбинацию некоторого более простого сущего, за исключением базового сущего, не имеющего сложности, - Информационного континуума (ИК).

Классическое понятие

Обычно материализмом называют мировоззрение, основанное на идее, что всё сущее во Вселенной (или во всех вселенных), имеющее вещественный характер (грубо говоря, состоящее из элементарных частиц), имеет своей природой некую субстанцию, называемую материя. А всё, что не имеет вещественного характера, например, человеческий разум, является результатом процессов, происходящих в материи (грубо говоря, результатом движения и взаимодействия элементарных частиц).

Характерные черты классического материализма

Для классического материализма принципиально понятие объективная реальность: сущее существует само по себе, человеческая же личность, одна из множества, является лишь частью объективной реальности в своей вещественной ипостаси (тело, мозг), и субъектом в своей невещественной ипостаси (сознание, разум, чувства и пр.), познающим объективную реальность.

Для материализма характерна антирелигиозность. Материализм противопоставляет себя религии, потому что Бог, если бы он существовал, должен был бы состоять из материи, потому что иного в материализме не дано, но такой Бог был бы недостаточно божествен. Однако материализм не тождествен атеизму: если материалист однажды встретится с "настоящим" Богом, он будет пытаться вписать его в объективную реальность так же, как вписывает сейчас явления, плохо укладывающиеся в грубую концепцию мира, состоящего из элементарных частиц: время, мерность пространства, предел скорости, сингулярность...

Поэтому не удивительно, что материализм, постоянно испытывая критическое давление со стороны жизненного опыта, усложняющегося по мере прогресса, однажды легко соединился с диалектикой, законы которой богоданны.

Эта уникальная для философской системы способность приспосабливаться к новым знаниям, то есть минимальная подверженность догмам, привела к тому, что материализм является основой современной научной картины мира.

Проблемы классического материализма

Фатальной проблемой материализма является неопределенность базового понятия материя. Вышеупомянутое грубое представление вещественного сущего состоящим из элементарных частиц, очевидно, с современной точки зрения является профанацией: на самом деле всё гораздо сложнее, и во множестве встречаются явления, которые так не объяснить. Например, даже просто дуальную корпускулярно-волновую природу элементарных частиц приходится принимать как богоданность.

И вообще, слишком многое в классическом материализме приходится принимать как богоданность: законы диалектики, набор видов материи, её свойств, форм её движения... Инструментарий классического материализма не способен объяснить, почему их именно столько, и почему они именно таковы.

Наконец, отмеченное выше главное достоинство - адаптивность материализма - обращается в его же главный недостаток: неопределенность самого этого понятия. За тысячелетия своего существования это учение претерпевало впечатляющие идеологические дрейфы, да и в настоящее время его фабула вызывает разногласия в самых фундаментальных предметах.

Неопределенность настолько велика, что существенный вклад в развитие антирелигиозного по природе материализма вносят даже глубоко религиозные мыслители.

Материализм в ИТВ

Устранение проблем материализма в Информационной теории всего обеспечивается уточнением его базовой идеи, приводящим к определению, вынесенному в начало статьи: никакого деления на материю и её движение нет. Движение - это тоже сущее, и оно состоит из более простого сущего и является частью более сложного сущего, в этом смысле оно ничем не хуже самого движущегося предмета.

С этой идеей будет легче согласиться, если вспомнить, что движение происходит в пространстве, которое, разумеется, тоже сущее. Оно имеет мерность, оно имеет размеры, оно подвержено релятивистскому сокращению... То есть пространство - весьма сложное сущее, и если не принимать за богоданность его свойства, остается признать, что эти свойства объясняются его внутренним устройством. Также и движение - сложное сущее, оно имеет относительность, оно порождает силы, оно имеет предел скорости и пр. Внутреннее устройство движения должно быть очень изощренным, чтобы получилось сущее с множеством таких свойств, которые мы наблюдаем.

Материализм как сложностная концепция

Материализм определяет Вселенную как сложностную иерархию сущего:

  • на вершине иерархии - самое сложное сущее во Вселенной, единственный экземпляр: собственно сама Вселенная;

    В последующем будет уточнено, что это - Вселенная в своей финальной форме: Суперличность.

  • основание иерархии - предельно простое, элементарное сущее, не имеющее внутреннего строения - Информационный континуум (ИК).

Сложностная иерархия Вселенной в целях иллюстрирования условно представляется графическим изображением:

Cложностная иерархия Вселенной

Следует иметь в виду, что термин "иерархия" применяется здесь не совсем правомерно. Он выбран только потому, что Вселенная сходится от основания к вершине, как имело бы место в случае действительной иерархии. Однако на уровне структуры сложностная "иерархия" иерархией не является: каждое сущее может быть составляющим для нескольких (многих) экземпляров вышележащего сущего, в то время как строгое понятие иерархии предполагает, что у каждого узла структуры может быть только один вышележащий узел.

Любое горизонтальное сечение иерархии представляет собой массив однородных комбинаций сущего, имеющих сложность, соответствующую положению сечения между основанием и вершиной: чем выше - тем сложнее, чем ниже - тем проще. Вся иерархия пронизана вертикальными отношениями вложенности: каждое сущее на любом уровне является частью комбинации какого-нибудь более сложного сущего вышележащего уровня, и все такие отношения сходятся в одну точку в вершине иерархии.

Чем ниже в иерархии, тем меньше дискретность (различимость, информативность) сущего в пределах уровня, но тем выше дискретность уровней. На самом нижнем уровне ИК полностью однороден, выделить в нём отдельное сущее невозможно, то есть весь нижний уровень един. По мере продвижения вверх по иерархии сущее всё более дискретизируется, но в силу разброса сложности комбинаций сущего в пределах уровней границы между уровнями размываются, так что по мере приближения к вершине иерархия теряет дискретность по вертикали и становится непрерывной.

Устранение проблем классического материализма

В таком определении материализма понятие материя приобрело вполне конкретный смысл - это ИК, элементарное сущее в основании иерархии Вселенной. Достигнут нужный (абсолютный) уровень фундаментальности: нет больше никакого богоданного деления на материю и её движение, есть только материя и больше ничего. Да и само понятие материализм полностью стабилизировано, не подвержено никаким произвольным толкованиям.

Принципиально важно, что вопрос об объективности существования реальности вышел за рамки концепции. Он становится предметом теорий, использующих материализм в качестве инструмента, в частности, Теории реализации.

Было бы архитектурной ошибкой закладывать этот вопрос в инструмент: на этом уровне у нас нет никакой возможности дать на него ответ, мы могли бы его только постулировать (т.е. объяснить богоданностью), что строго противоречит концепции материализма.

См. также отдельную статью: Существует ли объективная реальность

При этом материализм освободился и от антирелигиозности. Да, внутри концепции материализма не осталось ничего для богоданности, ничто не постулируется, всё должно быть обосновано только материальными причинами. Но как раз это и нужно разуму, нуждающемуся в Боге:

  • В такой концепции разум получает мощное основание для своей веры, полностью соответствующее достигнутому уровню развития человечества, далеко ушедшего от примитивных языческих верований древних в одушевленность предметов. Бог здесь становится действительно Абсолютом, более никаким образом не девальвируемым причастностью к низменному материальному.
  • Бог созал иерархию сущего Вселенной, то есть всё сущее Вселенной (является Создателем) во все времена (является Демиургом), сам он вне Вселенной и, значит, вне времени, он непререкаемо всемогущ и принципиально непознаваем - это положение как никогда ранее соответствует установкам догматической веры.
  • В отношении же философской веры концепция тоже корректна: Бог занимает вершину иерархии Вселенной, то есть тождествен Вселенной, является Суперличностью.

Материализм как методологическая основа Теории всего

Материализм оперирует всего одним базовым понятием - сущее.

Для материализма имеет смысл только один принцип - принцип Оккама: всякое сущее состоит из минимально возможного набора сущего. Это его естественное состояние, любое иное либо было бы богоданностью, либо обосновывалось бы участием другого сущего, что при масштабировании приводит полученное таким образом объемлющее сущее вновь к минимальному составу, то есть к соответствию принципу Оккама.

Понятие сущее и принцип Оккама полностью вписываются в базовую идею материализма:

  • сущее состоит из сущего и более ни из чего;
  • принцип Оккама определяет только состав сущего и более ничто.

Таким образом, материализм полностью соответствует методологическим требованиям к Теории всего.

версия 1 от 23.04.2014 13:07 msk (актуальная)
Скачать сайт одним файлом: inftoe.zip© 2014 inftoe@outlook.com